как оспорить непредоставление проекта договора на аренду земельного участка по ст.39.18 ЗК РФ

Вопросы и ответыРубрика: Другие земельные вопросыкак оспорить непредоставление проекта договора на аренду земельного участка по ст.39.18 ЗК РФ
0 +1 -1
Марат спросил 4 недели назад

Добрый день.
Подскажите, пожалуйста, в октябре 2017 г я обращался в порядке ст. 39.18 ЗК РФ по предоставлению земельного участка в аренду.
Комитет земельных и имущественных отношений города отказал мне в этом предоставлении. 
Я обратился в суд. В марте 2018 года судом был признан незаконным отказ Комитета земельных и имущественных отношений города в предоставлении мне земельного участка, суд обязал их опубликовать в 30-ти дневный срок соответствующее извещение о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
Однако исполнять решение суда они не торопились, извещение не публиковали.
В результате я вынужден был обратиться к судебным приставам для принудительного исполнения решения суда.
Было возбуждено исполнительное производство и в октябре 2018 года после вмешательства судебных приставов произошло опубликование соответствующего извещения о предоставлении земельного участка в порядке ст. 39.18 ЗК РФ.
Однако спустя 30 дней после опубликования проект договора мне не предоставили. Отказ я также не получал. Предпологаю, что кроме меня других претендентов на участок нет.
В связи с этим хочу обратится в суд с требованием обязать их предоставить проект договора аренды, как указано в ст. 39.18 ЗК РФ. 
Подскажите, пожалуйста:

  1. Какой в этом случае подавать иск, по КАС РФ на бездействие или по ГПК РФ на обязание заключить договор?
  2. В какой суд подавать иск — по месту нахождения земельного участка, организации или истца?

Нюанс в том, что опубликование произошло в октябре 2018 г.,а срок для иска по КАС РФ только три месяца.
Заранее благодарю Вас за ответ.
Марат

1 ответ
0 +1 -1
Маковеев Сергей Иванович Админ. ответил 4 недели назад

Здравствуйте.

1. В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. В этих отношениях орган местного самоуправления реализует свои публично-властные полномочия.

Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также — суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Учитывая сказанное, мне представляется, что Вам нужно обращаться в суд в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Например, в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.12.2017 N 87-КГ17-12 указано следующее: «Из материала следует, что К… обращался 27 октября и 9 ноября 2016 года в администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на три года расположенных в кадастровом квартале на расстоянии района земельных участков площадью 980 кв. м и 609 кв. м соответственно для ведения огородничества, с приложением схемы расположения этих участков.
Решениями администрации Костромского муниципального района Костромской области от… соответственно отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду.
Считая указанные решения органа местного самоуправления незаконными, К… обратился в суд с административным исковым заявлением об их отмене в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отказывая в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 названного Кодекса, судья районного суда и суд апелляционной инстанции пришли к выводу, что К… заявил требования, связанные с возникновением у заявителя права на конкретные земельные участки, следовательно, имеется спор о праве, подлежащий рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия считает такие выводы основанными на неправильном применении норм процессуального права и неверной оценке характера и оснований заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.
Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует, что предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 этого Кодекса.
Принимая во внимание, что обращение о предварительном согласовании предоставления земельных участков на праве аренды является одним из первоначальных этапов в административной процедуре приобретения права на земельные участки, установленной статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, требования К… вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
Право распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, принадлежит органу местного самоуправления, следовательно, уполномоченный орган, отказывая заявителю в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, реализует административные и иные публично-властные полномочия по применению законов в отношении административного истца.
Между тем законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания решений таких органов, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии иных причин для отказа в принятии административного искового заявления, судье следовало принять административное исковое заявление к производству суда и рассмотреть дело по существу.
В представленных материалах отсутствуют данные о притязаниях иных лиц на указанные в административном исковом заявлении земельные участки, подтверждающие вывод судьи о наличии спора о праве между равными субъектами земельных правоотношений.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов К…, считает необходимым отменить их и направить материал на рассмотрение в суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления к производству».

2. В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Согласно ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Таким образом, Вы можете подать административное исковое заявление в суд по месту нахождения органа местного самоуправления или по месту своего жительства.

3. Ответ на вопрос является примерным. К сожалению, ответить более точно и полно на Ваш вопрос НЕВОЗМОЖНО без изучения всех документов и обстоятельств дела.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович