О дополнительной прирезке к земельным участкам

По действующему законодательству дополнительная прирезка к земельным участкам осуществляется в порядке перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Прирезаются, как правило, ранее самовольно занятые участки государственных или муниципальных земель.

Собственно, основное предназначение института перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, как мне видится, заключается в том, чтобы узаконить самовольные прирезки, привести границы земельных участков в соответствие с утвержденными проектами межевания территорий и немного пополнить за счет этого бюджет.

Поскольку на практике прирезаются еще неразмежеванные земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, то интерес для нас представляет перераспределение именно земель и земельных участков граждан. О нем и будем говорить. При таком перераспределении исходный земельный участок гражданина прекращает свое существование и образуется новый увеличенный земельный участок. Происходит увеличение площади земельного участка гражданина за счет государственных или муниципальных земель.

Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Следовательно, чтобы считаться земельным участком часть земной поверхности должна иметь, в том числе описание местоположения границ, внесенное в государственный кадастр недвижимости.

В связи с этим перераспределение возможно только когда земельный участок заинтересованного гражданина уже отмежеван и описание местоположения границ этого участка внесено в государственный кадастр недвижимости. Поэтому, чтобы осуществить прирезку к земельному участку той площади, которую не получается включить в границы участка по так называемой дачной амнистии, надо сначала отмежевать свой земельный участок. А потом при перераспределении нужно будет снова делать межевание участка уже с учетом прирезки.

Увеличивать площадь земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при перераспределении можно не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В соответствии с п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Это соглашение будет являться основанием возникновения права собственности гражданина на образуемый в результате перераспределения земельный участок.

Согласно ст. 43 ГрК РФ применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, осуществляется подготовка проектов межевания территорий в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Рассматриваемое нами перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, должно осуществляться в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Если проект межевания территории не утвержден, то перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Схема расположения земельного участка утверждается решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В случае прирезки к земельным участкам, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается самим гражданином, являющимся собственником такого земельного участка.

В соответствии с утвержденным проектом межевания территории или при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка проводятся кадастровые работы и готовится межевой план для постановки на кадастровый учет образованного в результате перераспределения земельного участка (в границах с учетом прирезки).

Согласно п. 11 ст. 39.29 ЗК РФ выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, который образуется в результате перераспределения, обеспечивает за свой счет заинтересованный гражданин. Он же обращается с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка. Кадастровый паспорт земельного участка, образованного в результате перераспределения, будет являться обязательным приложением к соглашению о перераспределении (п. 4 ст. 39.28 ЗК РФ).

Увеличение площади земельных участков граждан в результате перераспределения с землями государственной или муниципальной собственности осуществляется за плату. К примеру, постановлением Правительства Московской области от 20 мая 2015 г. № 364/19 утвержден Порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена. Размер этой платы определяется как 50 % кадастровой стоимости земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности.

В Москве постановлением Правительства Москвы от 8 апреля 2015 г. № 166-ПП утвержден свой порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков. За некоторыми исключениями размер платы определяется как 100 % кадастровой стоимости подлежащей передаче в частную собственность части земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в том числе подлежащего образованию из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Из п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ следует, что отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков возможен только при наличии оснований, предусмотренных п. 9 данной статьи. К слову сказать, перечень оснований к отказу довольно широкий, поэтому приводить его здесь я не буду.

В общем и целом, несмотря на все разговоры о том, что по новой редакции ЗК РФ гражданам будет проще оформить самовольно захваченные участки государственных или муниципальных земель, я не жду серьезного роста числа оформленных прирезок. Кодекс подробно регламентирует процедуру, но она является довольно сложной и, что немаловажно, недешевой. К тому же сложность процедуры как всегда расширяет простор для злоупотреблений чиновников. Все это, вряд ли, будет способствовать широкому применению института перераспределения земель и земельных участков для оформления прирезок.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович