Об установлении санитарно-защитных зон и использовании земельных участков в границах этих зон

Ко мне чаще стали обращаться граждане по вопросам расположения их земельных участков в границах санитарно-защитных зон различных объектов. Со временем актуальность темы только возрастает, поэтому будет не лишним сказать несколько слов на этот счет.

Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, определены в Правилах установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222).

Сразу оговорюсь, что не следует путать санитарно-защитные зоны, о которых пойдет речь, с зонами санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают, в зависимости от класса опасности объектов, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или ее территориальные органы.

Одним из документов, необходимых для установления санитарно-защитной зоны, является проект санитарно-защитной зоны, который должен содержать:
а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны;
д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

В соответствии с п. 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, которые предусмотрены решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям.

Общий перечень ограничений использования земельных участков установлен в п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, согласно которому в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:

а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;

б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

Вместе с тем для правообладателей земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, и для других заинтересованных лиц не исключается возможность уменьшения размеров санитарно-защитной зоны, прекращения ее существования или прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков в границах такой зоны.

Согласно п. 11 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, в целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.

Кроме того, не следует исключать возможность оспаривания установления санитарно-защитной зоны. В практике есть такие случаи. Например, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2012 г. по делу № А41-45295/10 о признании недействительным санитарно-эпидемиологического заключения по материалам проекта санитарно-защитной зоны фермерского хозяйства указано следующее: «Как усматривается из материалов дела, деятельность КФХ Янсон Т.А. связана с эксплуатацией объекта агропромышленного комплекса для содержания, подготовки к соревнованиям и племенного разведения лошадей.
В связи с наличием у КФХ Янсон Т.А. конюшни (до 50 лошадей) КФХ Янсон Т.А. подготовлена проектная документация на установление санитарно-защитной зоны.
…Из материалов дела усматривается, что согласно письму управления от 04.12.2009 N 6732-04 на обращение ООО «Радуга-1» при рассмотрении проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны конюшни гр. Янсон Т.А. будет учтено фактическое размещение жилой застройки общества. Вместе с тем из ситуационных планов, представленных КФХ Янсон Т.А. (т. 2 л.д. 49) и администрацией (т. 3 л.д. 47, 51) следует, что новая застройка попадает в границы проектной санитарно-защитной зоны с южной и юго-восточной стороны хозяйства, устанавливаемой в размере 40 метров. В связи с чем вывод суда первой инстанции относительно того, что при установлении санитарно-защитной зоны были учтены интересы ООО «Радуга-1» не может быть признан обоснованным.
Кроме того, при установлении оспариваемым заключением санитарно-защитной зоны КФХ Янсон Т.А. не учтен и не отражен факт расположения на смежных земельных участках жилых домов самого КФХ Янсон Т.А. и Моськина С.В. Указанный факт представителем КФХ Янсон Т.А. не оспаривается, который однако указывает, что нахождение жилого дома крестьянина в санитарно-защитной зоне является вынужденной мерой, связанной необходимостью ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Указанное обстоятельство не может свидетельствовать об отсутствии у управления необходимости принимать во внимание наличие жилой застройки, включая ее в границы устанавливаемой санитарно-защитной зоны.
…Учитывая изложенное, у главного государственного санитарного врача Московской области отсутствовали основания для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения от 30.03.2010 N 50.99.04.000.Т.001119.03.10 без проверки указанных выше сведений, которые нашли свое отражение в заключении и послужили основанием для расчета санитарно-защитной зоны, но их достоверность была опровергнута в ходе исследования доказательств в суде апелляционной инстанции».

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович