Об установлении санитарно-защитных зон в генеральных планах и правилах землепользования и застройки

Бывает, что органы местного самоуправления без оснований устанавливают в генеральных планах и правилах землепользования и застройки санитарно-защитные зоны различных объектов. Это влечет свои негативные последствия для дальнейшего использования и застройки земельных участков в границах таких санитарно-защитных зон. Поэтому предлагаю разобраться в данном вопросе.

В соответствии со ст. 1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Частями 6, 8 ст. 23 ГрК РФ установлено, что к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно ч.ч. 2, 5 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются, в том числе границы зон с особыми условиями использования территорий.

В настоящее время порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон определен в Правилах установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждены постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222).

Согласно п. 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы, в зависимости от класса опасности объектов.

Как видим, органы местного самоуправления не наделены правом установления санитарно-защитных зон.

Таким образом, санитарно-защитные зоны, как зоны с особыми условиями использования территорий, должны в обязательном порядке отображаться на соответствующих картах в составе генерального плана поселения или городского округа и правил землепользования и застройки, но только в тех случаях, когда эти санитарно-защитные зоны установлены в надлежащем порядке компетентными органами.

Такой вывод подтверждается практикой Верховного Суда РФ по конкретным делам. Например, в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 11-АПГ17-24 указано следующее: «Суд первой инстанции, установив, что земельный участок с кадастровым номером < ...> расположен в границах отображенной в Генеральном плане, Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны канализационных очистных сооружений, пришел к выводу, что Генеральный план, Правила землепользования и застройки не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы.
Судебная коллегия полагает, что при принятии решения суд первой инстанции не учел следующее.
…Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон устанавливаются и изменяются на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный (пункт 4.3 СанПиН).
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, соответствующее решение об установлении санитарно-защитной зоны в отношении спорного объекта не принималось. Проект санитарно-защитной зоны в материалы дела не представлен.
При этом Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закон N 52-ФЗ не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.
С учетом изложенных обстоятельств отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы».

По другому делу в определении Верховного Суда РФ от 15 февраля 2018 г. № 10-АПГ17-14 указано: «Вместе с тем, санитарно-защитные зоны для промышленных объектов и производств постановлениями и решениями должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в границе расположения земельного участка административного истца не устанавливались, что подтверждается материалами дела.
Таким образом, Кировская городская Дума вышла за пределы своей компетенции установив в Правилах землепользования и застройки г. Кирова в части отображения на Карте физических источников загрязнения территории города Кирова» санитарно-защитных зон в размере 50 м от территории ОАО «Кировский хладокомбинат», со стороны переулка Проселочный и от территории общественного здания многофункционального назначения, принадлежащего ЗАО «Маяк-Инвест», со стороны ул. Молодой Гвардии».

И еще один пример. В апелляционном определении Верховного Суда РФ от 19 апреля 2018 г. № 43-АПГ18-3 указано следующее: «Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, постановление об утверждении санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного на территории бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Завьяловская районная станция по борьбе с болезнями животных», Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров в материалы дела не представлен.
При этом Закон N 131-ФЗ и Закон N 52-ФЗ не относят к полномочиям органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта федерации вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.
С учетом изложенных обстоятельств отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы».

Если Вам нужна помощь по этой теме, звоните мне по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович