О применении красных линий улиц и проездов в поселениях при рассмотрении земельных споров

В редакции по состоянию на 21 марта 2016 г.

При разрешении судами земельных споров нередко возникают вопросы, связанные с необходимостью учитывать красные линии. По моим наблюдениям суды общей юрисдикции мало обращаются к законодательству, регулирующему установление красных линий. А между тем от установления обстоятельств наличия или отсутствия красных линий зависит принятие серьезных решений, например, о сносе строений или приватизации земельных участков. В этой заметке я кратко поделюсь своими наработками по поставленному вопросу.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В той же ст. 1 ГрК РФ определено, что территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Пожалуй, чаще всего в судах споры касаются красных линий, обозначающих границы улиц и проездов.

Далее в ГрК РФ предусмотрено, в составе каких документов отображаются красные линии. В соответствии со ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых, в частности, отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории.

Таким образом, на уровне федерального закона установлено, что красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории.

Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий определены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30-201-98, принятой постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 г. № 18-30.

В соответствии с Инструкцией красные линии – это границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения, и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Пунктами 4.1, 4.2 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий установлено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе:
— плана красных линий в масштабе исходного проекта;
— разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000.
Подлинные чертежи планов красных линий, разбивочных чертежей и актов установления (изменения) красных линий хранятся в органах архитектуры и градостроительства вместе с соответствующей градостроительной документацией.

Судебная практика исходит из того, что наличие установленных красных линий должно подтверждаться соответствующими документами. Например, по спору о проезде к земельному участку в определении Верховного Суда РФ от 11 августа 2015 г. № 4-КГ15-36 указано следующее: «В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).
Исходя из смысла приведенных выше норм права в их нормативно-правовом единстве следует, что надлежащим доказательством того, что спорный земельный участок мог когда-либо относиться к территориям общего пользования, является документ, который бы свидетельствовал о нахождении этого участка в границах красных линий (выделено мной. – С.М.)».

Очевидно, уже с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, приведенной выше, Президиум Московского областного суда в постановлении от 14 октября 2015 г. № 497 по одному из споров указал следующее: «В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).
Исходя из смысла приведенных выше норм права в их нормативно-правовом единстве следует, что надлежащим доказательством того, что спорный земельный участок мог когда-либо относиться к территориям общего пользования, является документ, который бы свидетельствовал о нахождении этого участка в границах красных линий.
Однако такого документа о нахождении земельного участка, переданного ответчику в аренду, в границах красных линий в материалах дела не имеется
(выделено мной. – С.М.)».

В одном из споров о приватизации земельного участка в апелляционном определении Московского областного суда от 18 июня 2014 г. по делу № 33-12881/14 указано: «Отклоняя доводы представителя администрации о нахождении земельного участка в границах красных линий, суд первой инстанции со ссылкой на ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 3.1, 4.1, 5.2, 5.7, 5.3.3, 5.10 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) и пп. 8 п. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 150 (зарегистрирована в Минюсте Российской Федерации 12.02.2003 N 4207), пришел к выводу, что в рассматриваемом случае представленные в материалы дела картографические материалы, на которые в обоснование своих доводов ссылается ответчик, не содержат обозначения красных линий, разбивочного чертежа красных линий с координатами узлов и точек излома проектных красных линий и привязкой их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружениям.
При этом красные линии, на которые ссылается ответчик не утверждены в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, в данном случае, фрагменты схем не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий.
Поскольку суду первой инстанции не было представлено допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих иные, утвержденные актами органа местного самоуправления проекты установления красных линий, проекты планировки территории и проекты межевания территории, иные документы, свидетельствующие о нахождении земельного участка за границей красных линий, суд пришел к обоснованному выводу, что требования истца подлежат удовлетворению».

Еще по одному делу Московский областной суд в апелляционном определении от 07 августа 2013 г. по делу № 33-16997/2013 указал, что «…поскольку установление красных линий относится к полномочиям органов местного самоуправления, которые реализуются последними путем издания нормативного правового акта, суды общей юрисдикции не вправе вмешиваться в нормотворческий процесс органов местного самоуправления и предписывать им принимать те или иные решения».

Таким образом, красные линии – это вовсе не какие-то воображаемые линии, как это иногда пытаются представить в суде, а вполне конкретные линии градостроительного регулирования, проекты которых должны в установленном порядке разрабатываться, согласовываться и утверждаться. Наличие установленных красных линий должно подтверждаться в суде соответствующими документами.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович