О приватизации земель общего пользования в населенных пунктах

По действующему законодательству одним из оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан является установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков. В частности, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования в составе земель населенных пунктов.

Статья 85 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами не подлежат приватизации.

В статье 1 ГрК РФ закреплено понятие территорий общего пользования, как территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В этой же статье установлено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) обозначаются так называемыми красными линиями.

Таким образом, по смыслу закона именно красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц (т.е. могут быть приватизированы).

Например, ФАС Северо-Кавказского округа по одному делу указал следующее: «Удовлетворяя заявление, суд признал незаконным отказ истцу органом местного самоуправления в предварительном согласовании места размещения объекта строительства на земельном участке. Как указал суд, отказывая истцу в предварительном согласовании места размещения объекта, орган местного самоуправления сослался на расположение участка за красной линией застройки (территория общего пользования) и в пределах проектируемой магистральной дороги, что делает невозможным предоставление данного участка для строительства (п. п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Однако наличие утвержденных красных линий, проекта планировки территории квартала, а также решения о проектировании (либо реконструкции) магистральной дороги орган местного самоуправления документально не подтвердил, поэтому его отказ в утверждении истцу материалов предварительного согласования места размещения объекта недвижимости является незаконным…».

Соблюдение красных линий обязательно при межевании земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований. Красные линии подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей.

При рассмотрении споров о приватизации земельных участков, которые могут быть отнесены к территориям общего пользования, необходимо исследовать:
— документы, в которых отражены красные линии;
— вопрос о том, расположены ли на спорном земельном участке объекты общего пользования;
— когда был утвержден генеральный план развития города, поселка, иного населенного пункта: до или после обращения лица с заявлением о приобретении в собственность земельного участка;
— были ли изменены и когда красные линии (до или после начала строительства, приобретения недвижимости или оформления права собственности и т.д.).

Вместе с тем, если на момент рассмотрения спора градостроительная документация с указанием красных линий еще не подготовлена и не утверждена в порядке, установленном ГрК РФ, то при определении статуса земельного участка как участка, отнесенного к землям общего пользования, следует руководствоваться:
— понятием земель общего пользования, закрепленным в ЗК РФ;
— градостроительной документацией, на основании которой спорная территория была застроена;
— целью отвода и фактическим использованием спорного земельного участка (действительно ли на спорном земельном участке расположены объекты общего пользования).

Так, Верховный Суд РФ по одному из дел указал следующее: «Что касается ссылки суда на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в обоснование отказа С. в приватизации спорного земельного участка, то судом дано неправильное толкование данной правовой нормы. Данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Как указывается в надзорной жалобе, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется.».

Все указанные выше обстоятельства обязательно должны быть исследованы при разрешении спора о том, относится ли земельный участок к территории общего пользования и можно ли его приватизировать.

С уважением,

адвокат Маковеев Сергей Иванович
тел. +7 906 074 76 14